НЕИСПРАВНОСТЬ ЭЛЕКТРОНИКИ ДИСКА.
Если на плате контроллера диска присутствуют видимые повреждения (дыры в чипах, сколотые детали и пр.) - то дальнейшую диагностику можно пропустить, т.к. электронику необходимо ремонтировать. Включать такой накопитель крайне не рекомендуется во избежание дальнейшего выхода из строя или даже пожара (очень часто при перегреве микросхем возникает локальный открытый огонь).
Если видимых повреждений нет - то стоит пояснить симптомы неисправности.
Первая и самая популярная - при подаче питания на диск с ним не происходит вообще ничего, он полностью молчит и даже не раскручивает шпиндельный двигатель, либо пытается это делать, но не набирает нужные обороты. Здесь присутствует еще один подводный камень - подобный симптом может присутствовать оттого, что заклинило сам двигатель, либо головки упали на диск и прилипли к нему (такое бывает практически на всех современных дисках, т.к. головки идеально отполированы и возникает эффект диффузии). Во многих обзорах мы видим советы, как действовать в таких случаях, а именно - резко крутануть диск по ходу вращения шпинделя. Пользоваться подобным советом на практике мы категорически не рекомендуем, во-первых при заклинившем диске это никоим образом не поможет, т.к. диск с трудом проворачивается даже пассатижами, а в случае прилипших головок возможно повреждение подвеса головки, малейшая деформация которого при современных плотностях записи приведет к полной неспособности диска нормально читать, к тому же при отрыве головок от поверхности отсутствует воздушная подушка и возникает очень сильное трение, из-за которого повреждается слайдер головки, а на диске в месте соприкосновения отчетливо видны 4 точки - это натуральное механическое повреждение поверхности, из-за которого возможен в последствии полный выход головки из строя (задирание).
Вторая неисправность - диск нормально раскручивается, но отсутствует распарковка головок - характерный тихий щелчек. Подобное возникает редко, т.к. часто управление позиционированием головок (сервосистема) и трехфазный генератор для шпиндельного двигателя размещены на одном кристалле, и если и выходит из строя, то как правило все сразу. Еще при подобном симптоме иногда бывает, что электроника диска совершенно не при чем, а распарковки не происходит потому, что оборвалась катушка позиционирования на блоке головок. Устранение подобной неисправности требует вскрытия накопителя в чистой камере и прочих высокотехнологичных операций.
Также бывает и наоборот - двигатель не раскручивается, а накопитель время от времени издает резкий вибрирующий звук или тикание. Это включается аварийная система накопителя, которая настроена на тот факт, что раз диск не раскручивается, то возможно произошло залипание головок. Поэтому система пытается как бы аварийно распарковать головки с помощью подачи серий ипульсов сильного тока в катушку позиционера. Естественно, у нее это вряд ли получится, так как (см. выше) головки на современных накопителях прилипают серьезно, а неисправность в данном случае проста - сгорела выходная цепь (ключи) генератора для вращения двигателя. Разумеется, лучше не давать системе дребезжать, т.к. при этом механически повреждается подвес головки и прочее. Иногда такое бывает при исправной плате контроллера, но , в свою очередь, короткозамкнутых витков в обмотках двигателя, но при этом процесс обычно сопровождается сильным нагревом управляющих микросхем или ключей.
Заметим, что подобный симптом практически полностью безопасен, если в накопителе используется технология AirLock-tm, которую в свое время разработала фирма Quantum. Суть состоит в защелке, которая не дает распарковаться позиционеру до тех пор, пока диск не наберет минимально безопасные обороты. Также защелка сильно спасает при ударах или падениях накопителя, когда часто бывает, что головки выходят из парковочной зоны и прилипают. В настоящее время технология защелки применяется довольно в большом числе современных накопителей.
Третья неисправность - диск нормально рекалибруется при включении питания и не издает посторонних звуков, но при этом не определяется в BIOS, а название модели не соответствует тому, которое написано на самом диске, либо в названии присутствуют непонятные символы. В таком случае очень часто бывает неисправен главный интерфейсный чип на плате электроники. Производить запись на такой накопитель категорически не рекомендуется, т.к. в следствие неисправности шины данных можно повредить данные на диске. Кстати, часто бывает, что при внимательном взгляде на IDE разъем можно увидеть продавленные или сломанные штырьки, которые являются одними из сигнальных проводников к интерфейсу. Восстановление штырьков в таком случае стоит в нашем центре 200 рублей, независимо от модели диска, при этом вы получаете полностью работоспособный накопитель.
Ну и наконец, четвертая неисправность - связанная с дефектом микросхем , которые деградируют от постоянных тепловых расширений (температурного градиента). Проявляется неисправность в основном с прогревом, т.е. какое то время диск отлично работает, а затем начинает скрежетать , стучать или останавливать двигатель. Подобное происходит в основном на дисках Quantum CX, LA, LB, LC. Реже это происходит на сериях Quantum LCT20, LM+, AS+. Иногда дефект микросхемы проявляется и на дисках Fujitsu, особенно популярной МПГ серии. Подобные неисправности лечатся полной заменой микросхемы по специальной технологии, соответственно, возможность ремонта зависит от наличия живых микросхем в распоряжении центра.
Стоит отметить, что на некоторых моделях дисков проявление симптомов перегрева совершенно не говорит о неисправности контроллера или микросхем на нем. Например, часто "постукивает" Quantum AS+, причина у него в постепенно деградирующем от перегрева коммутаторе. Коммутатор - это техническое название специальной микросхемы, которая установлена внутри гермозоны накопителя непосредственно рядом с головками и предназначена не только для коммутации, т.е. переключения головок, но и для предварительного усиления сигнала с них. Поэтому в документации эту микросхему часто называют PreAmp.
Второй пример - популярно выходящая из строя серия Fujitsu MPG. Микросхемы в данном случае опять же не при чем, неисправность у них возникает в следствие очень хитрого заводского дефекта, с которым специалисты нашего центра разобрались совсем недавно. Пока отработана технология профилактического ремонта Fujitsu, которую центр применяет для любых моделей Fujitsu MPG, поступающих в ремонт не зависимо от первичной неисправности. Статистика пока показывает крайне низкий процент возврата.
Также, подобные неисправности встречаются с накопителями фирмы IBM, и опять же ошибочно считать, что виной всему электроника. Технология по ремонту IBM у специалистов центра также отработана, могу лишь сказать, что она существенно отличается от технологии ремонта Fujitsu MPG.
Общее резюме по причинам выхода из строя электроники диска - это либо длительный перегрев, либо значительные сбои в питании или некачественный блок питания. Иногда причина вызвана физическим повреждением платы HDD, но статистика очень низкая.